Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью анализа проблемы патриотического воспитания современной молодежи говорит современное российское общество.
Данную проблему обсуждают и в СМИ, и на научных конференциях. В рамках данного направления особенно важно построение Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России. В ней должно быть предусмотрены и роль семьи, и значение школы как базового института патриотического воспитания. Важно также учесть, что личностное становление происходит в целом в обществе, под которым мы понимаем, как государственные, так и негосударственные институты, представленные гражданским обществом. Отметим, что сформировать гражданскую позицию можно только на основе укоренившихся в сознании личности чувств долга и ответственности.
Современная Россия, ее будущее нуждаются в гражданах-патриотах. Это вызывает, в свою очередь, необходимость специально организованной деятельности, специально подготовленных людей, целенаправленно осуществляющих формирование патриотических качеств личности. Такая деятельность должна охватывать все слои населения, все возрастные группы, независимо от профессиональной занятости, принадлежности к определенной нации или этнической группе.
Одним из приоритетных направлений развития современного общества является национально патриотическое движение. В связи с этим, особую актуальность для государства приобретает проблема патриотического воспитания. В настоящее время, для развития и процветания государства мало, чтобы человек получил образование в узкой специализации. Немаловажным фактором становится желание человека работать и всячески способствовать развитию своей страны. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык. Данная проблема актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом молодом человеке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для дальнейшего развития личности.
Степень научной разработанности. Одной из важнейших проблем является вопрос национально патриотического движения современной молодёжи. Быть патриотом – это естественное желание человека, удовлетворение которого выступает как условие материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей культурной, исторической, национальной и духовной принадлежности к Отечеству и понимание демократических основ и перспектив его развития в современном мире.
Лутовинов В. И. (Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодёжи в современных условиях) использует совершенно ясные и неоспоримые аргументы в защиту своих позиций. Но данные концепции не в состоянии дать исчерпывающей трактовки таких сложных интегральных понятий как патриотизм, Отечество, Родина.
Философ-энциклопедист А.Ф. Лосев писал: «Родина ... не есть только территория, она не есть только национальность, она не есть только социальная жизнь. Родина есть Родина. Я знаю, что это нечто большое, великое, нечеловеческое; я знаю, что это что-то прекрасное, желанное и возвышающее». Хотя предложенные подходы и дают возможность рассмотреть и учесть основные типы факторов развития при построении конкретных образовательных программ, направленных на формирование патриотизма, но есть внутренние противоречия в каждом из этих подходов. Многие элементы патриотизма несут в себе одновременно и охранительный, конструктивный и деструктивный аспект.
В исследованиях И.Ф. Бондаренко и В.В. Колпачёва (Патриотизм и патриотическое воспитание воинов: история, традиции, современность) выделены следующие основы или истоки патриотизма.
Объектом исследования являются современная молодежь.
Предметом исследования является формирование национально патриотического движения у современной молодежи.
Целью исследования является изучение национально-патриотического движение в современной России, как метода и способа формирования патриотического воспитания молодежи.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
рассмотреть теоретические основы национально патриотического движения молодежи;
провести исследование национально патриотического движения среди школьников, студентов и работающей молодежи;
проанализировать русское национальное движение в современной России: итоги и перспективы.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что национально патриотического движения у современной молодежи способствует соблюдение следующих условий: обогащение представлений молодежи о Родине и Отечестве, использование ресурсов среды школьной образовательной организации, организация взаимодействия с родителями.
Теоретическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу курсовой работы составили труды российских и зарубежных ученых и специалистов таких как: В.И. Лутовинов, А.Ф. Лосев, .Н. Козлова, И.М. Клименко И.М. и др. Степень разработанности проблемы разнообразные стороны социальной акции явились объектом внимания многих ученых, но в первую очередь следует выделить работы: Б. Грушина, Г.Н. Кессон, Н.Н. Худенко, П.В. Горбунова.
Методологическая основа исследования: системный подход, принцип объективности, принцип научности.
Методы исследования – анализ теоретического и практического материала по теме исследования, методы обобщения, анализа и синтеза, социологический опрос.
Эмпирическая база исследования: составили результаты социологического опроса на тему «Национальный патриотизма в 21 веке», проведенного с 1 ноября по 20 ноября 2021 года.
В ходе исследования было опрошено 100 человек.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что были выявлены проблемы эффективности патриотического воспитание современной молодежи.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования данной проблемы и, в конечном итоге, могут быть приняты возможные меры по решению проблем в патриотическом воспитании молодежи.
Структурно работа представлена: введением, двумя главами, заключением, списка использованной литературы и приложениями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
1.1 История возникновения и сущность феномена патриотизма
Патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, patris - Родина, Отечество) зачастую трактуется как нравственный и политический принцип, духовное чувство, которое содержит в себе любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Являясь конкретно-историческим понятием, патриотизм в каждой эпохе может иметь различные социальные и аксиологические интерпретации. Однако основной принцип остаётся тем же, как и структура его составных элементов: отчий дом - родной край (малая родина) - место обитания народа - страна в целом, и связан он с процессом самоидентификации, то есть, осознанием себя членом какой-либо группы, принимая на себя свойства этой группы и ответственность за неё. Последние два элемента структуры не обязательно предстают в такой последовательности, так как государственные границы иногда не совпадают с местами обитания народов. В этом смысле патриотизм - понятие, не всегда созвучное с понятием государства, хотя и тесно связано с ним и более выражено в понятии «Отечество». Термин «патриотизм» означает, помимо этого, преданность народа, уважение к его истории, традициям и культуре [5, с.148].
Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, морально-нравственным духом общества, его историческими основами. Роль и значение патриотизма возрастают в разные периоды социальных преобразований.
Как понятие, патриотизм возник в сравнительно давние времена. И, возможно, ещё до существования государства, он проявлялся на физиологическом и психологическом уровне, как попытка защитить собственность и других членов племени.
Уже Платон имел аргументы в пользу того, что родина дороже отца и матери. В более развитой форме любовь к Отечеству, как высшую ценность, видят в своих трудах такие мыслители, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте [9, с.54].
Под патриотизмом понималось служение народу, государству и власти; в Древней Греции, Риме и средневековье он трактовался как чувство преданности к определённой нации, державе и её институтам.
Идею патриотизма как основу объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчётливо можно увидеть в «Повести временных лет» и в проповедях преподобного Сергия Радонежского. В Киевской Руси смерть за родные земли считалась почётным долгом перед Родиной. При освобождении страны от чужеземного ига и формирования единого государства, патриотические идеи усиливаются, приобретая материальную основу, и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма. Во времена Петра Великого Отчизна начала отождествлять себя с определённой территорией и исторически сложившегося на ней общества. Таким образом, патриотизм, проявленный на государственном уровне, становится важнейшим направлением деятельности государственных и общественных институтов [11, с.158].
Множество педагогов и мыслителей прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного развития, указывало на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является и как важная задача воспитания, и как мощный педагогический инструмент: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и великую опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [16, с.82].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ: Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года, одобрен Советом Федерации 26 дек. 2015 г.: [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/, свободный. (Дата обращения: 15.11.2021)
2. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ: Принят Государственной Думой 16 декабря 1994 года, Ред. 30 апреля 2021: [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/6e24082b0e98e57a0d005f9c20016b1393e16380//, свободный. (Дата обращения: 15.11.2021)
3. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» 02.08.1995 N 122-ФЗ: Принят Государственной Думой 17 мая 1995 года, Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 год: [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7370//, свободный. (Дата обращения: 15.11.2021)
4. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Текст] // Проблемы современного образования. 2021.
5. Батаева Е.В Социология СМИ; ред. Батаева Е.В.- [Электронный ресурс]. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-aktsii-i-interaktsii-v-virtualnyh-soobschestvah-sotsialnye-aktsii-i-interaktsii-v-virtualnyh-soobschestvah/viewer Режим доступа: свободный. (Дата обращения: 15.11.2021 г.).
6. Белоусов, Н. А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования [Текст] / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность : сб. науч. ст. — Санкт-Петербург, 2021. — С. 38—41.
7. Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения. [Текст]— Минск : Национальный институт образования, 2020. — 207 с.
8. Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» [Электронный ресурс]// Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). Режим доступа: http://stat.mil.ru/youtharmy/info.htm (дата обращения: 15.11.2021).
9. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном Российским обществе : монография[Текст] / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. — Волгоград : Авторское перо, 2020. — 272 с.
10. Губерская И. А., Ярыгина С. Н. Воспитиание патриотических чувст у дошкольников и молодежи чрез социальный проект «Растим патриотов» // Реализация социальных проектов через взаимодействие дошкольных организаций и внешних социальных партнёров : сб. науч. статей[Текст] / под ред. Н. В. Наумовой. — Самара : Инсома- пресс, 2019. — С. 46—56.
11. Зарецкий А. Социальная работа в системе управления[Текст] // Государственная служба. - 2018. - N. 2. - С. 140-143.
12. Калинина С. И это все мы сами[Текст] // Журналист. – 2016. - №6.
13. Коновалова Л.Н., М.И. Корсаков, В.Н. Якимец. Управление социальными программами компании. [Текст]/ Под ред. С.Е. Литовченко. - М.: Ассоциация менеджеров, 2019. - 152 с
14. Липский, И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ : учеб. пособие. [Текст] — Москва : Сфера, 2018. — 320 с.
15. Мардахаев Л. В. Методика и технология работы социального педагога. [Текст] М. : Владос, 2017
16. Н. А. Белоусов «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» [Текст] / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. — М., 2018. — С. 38–41.
17. Официальный сайт «Президент России» // Послание президента России Федеральному собранию. [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2002/04/28 876.shtml (дата обращения: 15.11.2021).
18. Патрушева, Е. А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков историко-краеведческой деятельности школы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.05 [Текст] / Е. А. Патрушева Челябинск, 2019. — 24 с.
19. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи [Электронный ресурс]// Научно-издательский центр «Социосфера». Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2017/135/problemy_patrioticheskogo_vospitaniya_sovremennoj_molodezhi/ (дата обращения: 15.11.2021).
20. Фёдоровский А. Е. Социальные проблемы молодёжи в современном обществе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://es.rae.ru/ovv/249-1091 (дата обращения: 15.11.2021)
21. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. [Текст] М.: Вако, 2019
22. Шульженко, М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи / М. Э. Шульженко. — Текст : непосредственный [Электронный ресурс]// Молодой ученый. — 2019. — № 47 (181). — С. 240-243. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 15.11.2021).